• Бүгін: 14.11.2019

Выполнение Плана мероприятий на 2018 – 2020 годы по реализации Антикоррупционной стратегии РК

В 2018 году в соответствии с Планом мероприятий на 2018 – 2020 годы     по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан
на 2015 – 2025 годы, утвержденным постановлением Правительства от 31 мая 2018 года № 309, государственными и местными исполнительными органами осуществлялась реализация 41 мероприятия.


Пункт 1 Плана.


Комитетом государственных доходов Министерства финансов разработан информационный сервис «Сведения о сдаче декларации о доходах и имуществе».


Сервис предоставляет возможность государственным органам самостоятельно осуществлять проверку исполнения обязательств по представлению деклараций и при выявлении факта нарушения сообщать в органы государственных доходов либо Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. Функционирование сервиса позволит в случае необходимости своевременно принимать соответствующие меры.


Приказом Министра финансов 16 февраля 2018 года № 220 урегулирован порядок функционирования данного сервиса, а также передачи соответствующих сведений.


Пункт 2 Плана.


Министерством по инвестициям и развитию разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта»  (далее – проект Закона), предусматривающий:


- установление перечня оснований остановки автотранспортного средства по требованию должностных лиц уполномоченного органа;


- использование должностными лицами уполномоченного органа при осуществлении государственного контроля в сфере автомобильного транспорта технических средств для фиксации фактов совершения административных правонарушений.


Постановлением Правительства от 31 мая 2018 года № 303 проект Закона внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента.


Пункт 3 Плана.


Министерством сельского хозяйства проделан следующий объем работ:


1) в области фитосанитарии - приказами Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан № 8 от 10 января 2018 года «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 июня 2015 года № 15-08/590 «Об утверждении Правил по охране территории Республики Казахстан от карантинных объектов и чужеродных видов» и № 21 от 12 января 2018 года «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 мая 2015 года № 4-4/500 «Об утверждении стандартов государственных услуг в области карантина растений» внесены изменения по регламентированию условий отбора образцов и порядку направления их на экспертизу, дополнен перечень оснований для отказа в оказании государственных услуг в области карантина растений по выдаче карантинных, фитосанитарных сертификатов и письмо-согласование на ввоз карантинных объектов в научно-исследовательских целях, сокращен перечень документов необходимых для получения фитосанитарного сертификата (исключается необходимость предоставления услугополучателем фитосанитарных требований стран-импортеров на бумажном носителе, эти данные будут указываться в форме сведений при заполнении заявки), внесены изменения в части установления альтернативы для услугополучателей, подачи заявки не только через Портал электронного Правительства и территориальные инспекции, а также и филиалы НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».


2) в области ветеринарии - приказами Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 11 января 2018 года № 18 «О внесении изменений в некоторые приказы Министра сельского хозяйства Республики Казахстан» и от 11 июля 2018 года № 296 «О внесении изменений в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 24 августа 2015 года № 7-1/764 «Об утверждении регламентов государственных услуг в области ветеринарии» внесены изменения в части исключения контакта услугополучателя с услугодателем при оказании государственной услуги по выдаче разрешения на экспорт, импорт и транзит перемещаемых (перевозимых) объектов с учетом оценки эпизоотической ситуации на соответствующей территории, т.е. прием заявлений на получение государственной услуги и выдача результата осуществляется только через портал электронного правительства и НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».


Пункт 4 Плана.


Министерством по инвестициям и развитию осуществлен закуп 32 комплектов переносного весового оборудования с функцией передачи результатов взвешивания в режиме реального времени, которое применяется территориальными подразделениями Комитета транспорта.


При прохождении проверки на указанном весовом оборудовании сведения о параметрах груза (вес и габариты) фиксируются автоматически и интегрируются в Ситуационный центр Комитета транспортного контроля.


Комитетом транспорта в 2018 году с помощью переносных мобильных весов возбуждено 83 административных материала по результатам рассмотрения, которых наложено штрафов и сборов на общую сумму
свыше 28 млн. тенге.


Также в ходе использования весов выявлено 5 фактов недостоверных расчетов сумм сбора и наложения сумм административных штрафов инспекторами постов транспортного контроля.


Пункт 5 Плана.


Министерствами сельского хозяйства, национальной экономики, энергетики, по инвестициям и развитию приняты меры по оптимизации и упрощению процессов при осуществлении контрольных функций в сферах сельского хозяйства, технического регулирования, экологии, архитектуры и градостроительства.


Так, Законом от 24 мая 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» введена форма профилактического контроля и надзора с посещением и без посещения объекта.


По результатам пересмотра государственных контрольных и надзорных функций в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов из 39 существующих функций контроля Министерством энергетики исключены 11 контрольных функций (28,2 %).


Кроме того, данным министерством за период с 2012 года по 2018 год значительно сокращен перечень требований проверочного листа со 159 до 69 пунктов или на 43%.


Министерством по инвестициям и развитию реформирована система контроля и надзора в сфере архитектурно-строительной деятельности, а также исключена комиссионная приемка объектов в эксплуатацию.


Органы государственного архитектурно-строительного контроля осуществляют контроль только за деятельностью технического надзора.


Законом от 5 октября 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения единства измерений и стандартизации» с целью развития системы самоконтроля предусмотрена оптимизация контрольных функций посредством исключения контроля в отношении организаций, уполномоченных на выдачу сертификата о происхождении товара.


Вышеуказанным Законом сокращены также сферы метрологического контроля не влекущие непосредственную угрозу жизни и здоровья человека включая требования по проверке соответствия количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, массе, объему, расходу или другим величинам, характеризующих количество этих товаров, а также соответствие количества фасованных товаров в упаковках любого вида величине, обозначенной на упаковке.


Кроме того, в рамках реализации Послания Главы государства от 5 октября 2018 года Министерством национальной экономики осуществлена проработка ряда изменений в законодательство о естественных монополиях, предусматривающих ужесточение системы проведения проверок субъектов естественных монополий и общественно значимых рынков.


В целом, в Казахстане проводится работа по повышению клиентоориентированности государственных органов при реализации функций в отношении населения и бизнеса.


В этой связи, Агентством (письмо № 05-1-5/6868 от 13 декабря 2018 года) внесены предложения в Администрацию Президента о целесообразности введение института юридических лиц публичного права (ЮЛПП).


Введение ЮЛПП позволит разгрузить государственные органы, штат и бюджет которых ограничены, от функций, связанных с взаимодействием с бизнесом, сосредоточится на регулятивных полномочиях, повысить профессионализм в защите интересов государства и уровень клиентоориентированности при выполнении функций, переданных юридическим лицам публичного права – за счет высокой оплаты труда и гибкости их организационной структуры.


Пункт 6 Плана.


В 2018 году начат процесс внедрения проектного менеджмента в противодействии коррупции. По инициативе Агентства совместно с акиматом города Астаны запущен проектный офис «Астана – адалдық алаңы», задачами которого являются минимизация бытовой коррупции и повышение доверия граждан к государственному аппарату.


Реализация данного проекта осуществляется по трем блокам:


- искоренение бытовой коррупции и создание комфортной среды оказания государственных услуг;


- осуществление общественного контроля;


- формирование антикоррупционной культуры.


В соответствии с пунктом 87 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года опыт города Астаны внедряется во всех регионах страны.


В рамках данной работы Председателем Агентства и акимами областей, городов Алматы и Шымкента подписаны соответствующие уставы проектов «Адалдық алаңы», в которых определены механизмы взаимодействия проектных офисов с местными исполнительными органами.


Пункт 18 Плана.


Агентство совместно с заинтересованными государственными органами на постоянной основе проводит внешние анализы коррупционных рисков, по результатам которых в нормативных правовых актах выявляются дискреционные полномочия должностных лиц.


В целях решения проблемы по исключению дискреционных полномочий Агентством в рамках разработанного в рамках депутатской инициативы законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействию коррупции» прорабатывается вопрос восстановления института антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.


Соответствующая информация Агентством направлена в Администрацию Президента (исх. № 05-1-5/6867 от 13 декабря 2018 года).


Пункт 19 Плана.


По итогам мониторинга по вопросу соблюдения требований конфликта интересов в 2018 году выявлено свыше 100 фактов конфликта интересов, в том числе наибольшее количество выявлено в Акмолинской (35), Восточно-Казахстанской (32), Карагандинской (22), Костанайской (7) областях и городе Алматы (4).


Наиболее часто факты конфликта интересов наблюдаются при совместной работе близких родственников (49), оказании предпочтения при принятии решения в процессе государственных закупок и конкурсного   отбора, рассмотрении обращений физических и юридических лиц, в работе земельных комиссий (13) и др.


Для профилактики случаев конфликта интересов всего проведено 2421 разъяснительное мероприятие совместно с представителями гражданского общества, опубликован 341 материал в местных СМИ и в социальных сетях.


С целью решения актуальных вопросов, связанных с профилактикой, выявлением и урегулированием конфликта интересов Агентством совместно с ПРООН разработано методическое пособие (далее – пособие).


В пособии разъяснены особенности нормативного правового регулирования во всех сферах, проведена классификация видов конфликта интересов, проанализированы типовые ситуации (кейсы) и порядок их выявления, урегулирования, упреждения и устранения.


Пункт 20 Плана.


В регионах на ежеквартальной основе на заседаниях консультативно-совещательных органов по противодействию коррупции при местных исполнительных органах заслушиваются руководители исполнительных органов наиболее подверженных коррупции.


По итогам заседаний руководителям государственных органов внесено более 200 рекомендаций по снижению коррупционных проявлений.


Наиболее распространенными рекомендациями являются вопросы формирования антикоррупционной культуры (установка баннеров, выделение средств), открытости информации, публикуемой местными исполнительными органами, проведения анализа коррупционных рисков.


Пункт 21 Плана.


В республике функционирует 115 гражданских, в том числе 10 – национальных, 31 – государственных, 1 – международный и 56 – частных высших учебных заведений.


Во всех высших учебных заведениях работает антикоррупционные комиссии.


В настоящее время состав антикоррупционных комиссий пересмотрен во всех национальных, государственных и 9 частных высших учебных заведений.


В состав антикоррупционных комиссий включены представители студенчества, общественных объединений, профессорско-преподавательского состава и руководители структурных подразделений высших учебных заведений.


Пункт 22 Плана.


Агентством проведен анализ открытости, доступности и интегрированности информационных систем государственных органов, согласно которому, из более 400 систем на момент анализа интегрировано 197 систем (46 %).


Результаты анализа 27 сентября 2018 года рассмотрены на Комиссии по вопросам доступа к информации, по итогам заседания которой одобрена Концепция создания единого сайта государственных органов (далее – ЕПИР ГО), объединением ее с порталом egov.kz и переходом государственных органов на ЕПИР ГО до конца 2019 года.


Пункт 23 Плана.


В 2018 году по государственному социальному заказу Агентства Исследовательским центром «Сандж» проведено социологическое исследование по уровню удовлетворенности качеством оказания  60 государственных услуг, в рамках которого оценивалась также клиентоориентированность услугодателей.


По итогам исследования в центральных госорганах компетентность сотрудника составила 4,67 балла, оперативность сотрудника – 4,64 балла, вежливость и профессиональная этика – 4,71.


По итогам исследования в местных исполнительных органах компетентность сотрудника составила 4,63 балла, оперативность  сотрудника – 4,58 балла, вежливость и профессиональная этика – 4,66.


Удовлетворенность в целом качеством оказания государственных услуг по республике составила 72,4% или 4,66 балла.


Пункт 24 Плана.


Результаты проведенного Министерством информации и коммуникации анализа и выработанные, с учетом рекомендаций Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией, предложения рассмотрены 27 сентября 2018 года на заседании Комиссии по вопросам доступа к информации.


По итогам заседания Министерству информации и коммуникации поручено продолжить соответствующую работу в рамках проекта «Поддержка реализации Функционального обзора» по внедрению принципов «Открытого правительства».


Пункт 29 Плана.


15 мая 2018 года в 99,7% общеобразовательных школах республики (7029 школ) с охватом 1 644 656 родителей или 56% проведено общешкольное родительское собрание. Также участниками собрания стали 12.307 представителей местных представительных и исполнительных органов, неправительственных организаций, спонсоров и меценатов.


В рамках данного собрания рассмотрены вопросы достижения системы образования республики, региона, школы, реализации программы «Рухани жаңғыру», итоговой аттестации учащихся 11-х классов и итоги учебного года, финансовой отчетности, цифровизации учебного процесса, деятельности попечительского совета школ и усиление взаимодействия семьи и школы, посвященное Международному дню семьи.


Данное мероприятие широко освещалось в региональных СМИ и социальных сетях (2 906 публикаций, телевизионных репортажей).


Кроме того, Министерством образования и науки разработана концепция проведения общественных слушаний (открытых публичных докладов) перед родительской общественностью в 2018-2019 учебных годах (концепция направлена на согласование в управления образования).


Пункт 30 Плана.


С целью размещения государственного социального заказа среди неправительственных организаций на проведение комплекса мероприятий по формированию антикоррупционной культуры Агентством в 2018 году выделено 37,5 млн. тенге на реализацию во всех регионах страны проекта «Гражданский контроль».


Проектом предусмотрено проведение неправительственной организацией, ставшей победителем конкурса, комплекса мероприятий по предупреждению коррупции, в том числе по качеству оказания государственных услуг, государственной службы, контроля в сфере государственной службы, антикоррупционному мониторингу, анализу коррупционных рисков, а также формированию антикоррупционной культуры в обществе.


По итогам конкурсов во всех регионах страны определены соответствующие поставщики услуг из числа неправительственных организаций.


Так, в г. Астана реализацией проекта занималось ОО «КАМЕДА»,в г.Алматы – «Молодежный ресурсный центр КазНУ им.Аль-Фараби», в Алматинской области – ОФ «Innovation -Koldau», Акмолинской – ОО «Зеленое будущее», Актюбинской – ОЮЛ «Ассоциация неправительственных организаций», Атырауской – ОФ «4 власть» Областной союз журналистов», Мангыстауской – ЧУ «Гражданская слава», Костанайской – ОФ «Гражданский Альянс Костанайской области ГРиН», Карагандинской – ОО «Молодежный союз Карагандинской области», Павлодарской – ОФ «Асыл заман», Жамбылской – областной филиал Молодежного крыла «Жас Отан», Кызылординской – МОО «Қызылорда – Ақиқат айнасы», Западно-Казахстанской – ОЮЛ «Ассоциация по поддержке малого и среднего бизнеса «Ақ жол», Восточно-Казахстанской – ОЮЛ «Гражданский Альянс Восточно-Казахстанской области», Северо-Казахстанской – ОО «Молодежный маслихат», а в Южно-Казахстанской области – ОО «Үміт».


В целом неправительственными организациями в рамках данного проекта в 2018 году проведено во всех регионах страны более 500 мероприятий, таких как областные конференции на тему: «Актуальные аспекты минимизации прямого контакта дорожно-патрульной полиции и участников дорожного движения: проблемы и пути их решения»; круглые столы на тему: «Формирование антикоррупционных ценностей и система внутреннего контроля в частных предприятиях», «Единая система оценки эффективности правоохранительных органов: ключевые подходы и критерии», «Основные причины и условия, способствующие коррупции в медицинских учреждениях», семинары-совещания на тему: «Результаты анализа коррупционных рисков в контрольно-надзорной сфере», «Об итогах общественного мониторинга по методу «тайный покупатель», «О результатах мониторинга государственных закупок местных государственных органов на предмет завышения закупочных цен», «Об итогах закупа в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи», а также дискуссионные площадки на тему: «Коррупция в государственных закупках: распространенные схемы».


Кроме того, в рамках проекта в общественных приемных оказывалась бесплатная юридическая консультация и рассмотрение обращений граждан.


Пункт 31 Плана.


Министерством труда и социальной защиты населения проработан вопрос внедрения принципов меритократии в кадровую политику государственных предприятий и бюджетных организаций.


В целях закрепления принципов меритократии в системе гражданской службы разработана концепция проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам труда» (далее – Концепция).


Данной концепцией определен порядок поступления на гражданскую службу. При этом, учитывая низкий уровень заработной платы, отсутствие социальных гарантий, неблагоприятные условия труда в отдельных организациях, в ходе совещаний с участием заинтересованных госорганов решено, что конкурсный отбор исполнительского состава бюджетных организаций нецелесообразен.


В связи с этим, Концепция предполагает конкурсный отбор исключительно на занятие вакантных руководящих должностей на гражданской службе.


19 сентября 2018 года Концепция одобрена Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности.


В соответствии с Планом законопроектных работ Правительства на 2019 год вышеназванный законопроект в мае месяце будет в установленном порядке внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента.


Пункт 32 Плана.


В рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам труда» предусматривается установление компетенции Министерства труда и социальной защиты населения по разработке и внедрению этических норм для гражданских служащих.


В соответствии с Планом законопроектных работ Правительства на 2019 год вышеназванный законопроект в мае месяце будет в установленном порядке внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента.


Пункт 37 Плана.


Распоряжением и.о. руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде (аппарата Верховного Суда) № 6001-18-7-6/221 от 29 июня 2018 года утверждена высокоуровневая концепция работы Ситуационного центра Верховного Суда.


Создание Ситуационного центра Верховного суда направлено на осуществление оперативного и эффективного контроля над деятельностью судебной системы и процессов поддержки судебной деятельности.


Контроль над деятельностью судебной системы позволяет повысить эффективность, прозрачность и качество принимаемых оперативных управленческих и иных решений, предотвращать и устранять возможные нарушения прав и свобод лиц, участвующих в судебных процессах.


Пункт 38 Плана.


Пленарными заседаниями Верховного Суда в 2018 году в установленном порядке приняты следующие нормативные постановления:


- от 16 марта 2018 года № 3 «О внесении изменений и дополнений в Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан
от 11 июля 2003 года № 5 «О судебном решении»;


- от 20 апреля 2018 года № 4 «О судебном приговоре»;


- от 20 апреля 2018 года № 5 «О постановлении суда по делу об административном правонарушении», в которых указывается о необходимости суду разъяснять сторонам существо, мотивы и правовые последствия судебного решения.


Пункт 44 Плана.


Для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения дисциплины водителей по республике установлено свыше 3,5 тыс. камер фиксации нарушений Правил дорожного движения (далее – ПДД) (в том числе в г.г. Астане (1798), Алматы (486), Шымкент (246), Алматинской (252), Жамбылской (192), Карагандинской (122), Актюбинской (30), ВКО (49), ЗКО (42), Акмолинской (25), Атырауской (33), СКО (56), Павлодарской (58), Мангистауской (73), Костанайской (34) и Кызылординской (40) областях).


За 2018 год указанными системами зафиксировано более 1,3 млн. нарушений ПДД.


В целях создания прозрачности в работе процессинговых центров территориальных подразделений органов внутренних дел (далее - ОВД), проводится работа по интеграции всех систем фиксации нарушений ПДД, работающих в автоматическом режиме, с процессингового центра Еденного реестра административных правонарушений (далее-ПР ЕРАП).


В мае 2018 года завершена работа по интеграции ПЦ ЕРАП с системой, фиксирующей в городе Астане нарушения по уклонению от уплаты за парковку в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами (Дозор-М).


С начала 2018 года в ПЦ ЕРАП оформлено более 417 тыс.  предписаний (Сергек – 391 300, Дозор-М – 25 861).


Также, проводится работа по интеграции систем фиксации нарушений ПДД с ПЦ ЕРАП в Акмолинской, Западно-Казахстанской, Актюбинской и Костанайской областях.


В целом, интеграцию систем фиксации нарушений ПДД с ПЦ ЕРАП во всех регионах планируется реализовать в течение 1-го полугодия 2019 года.


Пункт 45 Плана.


В республике функционирует 10 национальных и 31 государственная организация высшего и послевузовского образования.


В целях создания добропорядочной среды в организациях высшего и послевузовского образования разработаны и внедряются кодексы, правила академической честности профессорско-преподавательского состава и студентов.


В соответствии с Планом мероприятий в 2018 году внедрены Кодексы академической честности во всех национальных и государственных вузах.


В апреле 2018 года с участием Председателя Агентства Алика Шпекбаева, акима города Алматы Бауыржана Байбека на базе университета им. Аль-Фараби проведено открытие «Магазина честности» и презентация первого раунда рекомендаций по противодействию коррупции в сфере образования.


Рекомендации направлены во все ВУЗы страны и Министерство образования и науки.


Целью открытия «магазинов честности» являются «прививание честности» среди студенческой среды. Магазины предоставляют продукты питания, в которых нет продавцов, студенты самостоятельно выбивают чек и оставляют сумму на кассе магазина.


По итогам 2018 года в 113 ВУЗах и 700 колледжей открыты
83 «магазинов честности».


Пункт 46 Плана.


Приказом Министерства образования и науки от 31 октября 2018 года
№ 604 дисциплина «Основы антикоррупционной культуры» предусмотрена в государственном общеобразовательном стандарте образования высшего образования.


В высших учебных заведениях по специальности 5В030100 - «Юриспруденция» в компоненте по выбору изучаются следующие дисциплины: «Предупреждение экономических преступлений» (3 кредита), «Борьба с коррупционными преступлениями» (3 кредита).


По специальности 5В050200 - «Политология» ведется дисциплина «Основы антикоррупционной политики» (3 кредита).


Кроме того в рамках изучения отдельных дисциплин по специальности «Юриспруденция» предусмотрены темы по антикоррупционному законодательству: «Организация судебной власти»; «Правоохранительные органы РК»; «Организация расследований преступлений»; «Прокурорский надзор»; «Проблемы укрепления национальной безопасности» и др.


В Государственном общеобязательном стандарте технического и профессионального, послесреднего образования (далее – ГОСО) в цикле общеобразовательных дисциплин  предусмотрено 15 предметов с общим объемом 1448 часов, которые необходимо освоить студентам для получения среднего образования, гарантированного Конституцией Республики Казахстан.


В ГОСО по всем специальностям в цикле социально-экономических дисциплин предусмотрено изучение дисциплины «Основы права».


В типовую учебную программу по дисциплине «Основы права» внесены изменения в главу «Административное право» - тема «Административные коррупционные правонарушения», в главу «Уголовное право» - тема «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления».


В типовой учебной программе подробно расписаны знания, которые получают обучающиеся при изучении данных тем, которая утверждена на заседании Республиканского учебно-методического совета.


Включены тематики по формированию антикоррупционного поведения в содержании типовой программы дисциплины «Основы права» до показателя не менее 15% от содержания дисциплины.


В настоящее время типовая учебная программа по дисциплине «Основы права» внедрена в учебный процесс колледжей.


Пункт 47 Плана.


12 августа 2018 года  Министерством общественного развития утвержден План работы по формированию антикоррупционной культуры в молодежной среде (далее – План).


Планом предусмотрены разъяснительные встречи среди молодежной среды с привлечением неправительственных организаций, молодежных ресурсных центров.


Пункт 48 Плана.


Агентством совместно с университетом «КазГЮУ» разработано приложение для мессенджера «Telegram» - бот «ЮрСоветник».


Задачей «ЮрСоветника» является консультация людей, оказавшихся в ситуации «бытовой коррупции».


Приложение в максимально упрошенной форме позволяет получить советы в соответствии с действующими нормами законов.


Например, при остановке транспортного средства сотрудниками полиции, пользователю предлагается алгоритм действий, при котором также указываются рамки полномочий полицейского: требование каких документов или совершения действий являются правомерными и др.


Подобные алгоритмы прописаны для потребителей товаров и услуг, а также различные бытовые вопросы.


В телеграмм-боте составлено более 20 инструкций по 12 категориям. С момента запуска приложения, «ЮрСоветником» воспользовалось порядка 3000 граждан (2893) (в настоящее время, «Telegram» - бот «ЮрСоветник» консультирует по вопросам остановок транспортных средств, ЖКХ, защиты потребителей).


Таким образом, использование «Telegram» - бота «ЮрСоветник» позволяет людям, не ориентирующимся в нормативном правовом поле, пресекать незаконные требования должностных лиц и вымогания взяток.


Пункт 49 Плана.


На базе Академии государственного управления при Президенте и ее филиалов на регулярной основе в рамках переподготовки и повышения квалификации работников бюджетных организаций, государственных служащих проводятся специальные курсы по антикоррупционной тематике.


Всего за 2018 учебный год прошли обучение 176 слушателей в общей сложности 64 академических часов.


Аналогичные курсы организованы в Алматинской академии Министерства внутренних дел (тематика: «Особенности выявления коррупционных и должностных преступлений», «Противодействие коррупции в ОВД»), проведено 14 тренингов с участием национальных и международных экспертов.


Академией правоохранительных органов Генеральной прокуратуры организованы специальные курсы: «Об антикоррупционной стратегии», «О вопросах противодействия коррупции в квазигосударственном секторе», «Противодействие коррупции на государственной службе».


Наряду с этим, министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты населения, образования и науки специальные курсы соответствующее обучение проводилось в формате правового всеобуча.


Пункт 51 Плана.


В рамках формирования в обществе антикоррупционного сознания Агентством опубликовано в СМИ 31732 соответствующих материалов, в т.ч. на телевидении – 5533, в периодической печати – 9844, на новостных лентах информагентств – 15436, на радио – 919.


Пункт 52 Плана.


В рамках реализации программы по формированию антикоррупционной культуры в школьной среде в общеобразовательных учреждениях образования созданы клубы «Адал ұрпақ», количество детей, вступивших в клубы – 1 046 190, всего проведено 44 тысячи мероприятий.


Деятельность клубов направлена на сохранение и укрепление системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции, в том числе формирование  школьников стремления к соблюдению требований законов, повышению образовательного и культурного уровня.


С целью формирования антикоррупционного мировоззрения у подрастающего поколения, воспитание чувства патриотизма в период сентябрь – ноябрь 2018 года проведены региональные слеты добровольных школьных клубов «Адал ұрпақ».


Пункт 53 Плана.


В рамках объявленного Республиканского конкурса журналистских работ среди представителей средств массовой информации на лучший материал по 3 номинациям (среди печатных, телевизионных, радио и интернет СМИ) с 13 мая по 10 июня 2018 года организован прием материалов для представления в конкурсную комиссию.


К рассмотрению принимались конкурсные работы, вышедшие в эфир или опубликованные в СМИ с 1 января по 10 июня 2018 года. Заявки принимались до 10 июня включительно.


Целью данного конкурса является идея популяризации антикоррупционной тематики в рамках проводимой государством программы противодействия коррупции, а также освещение социального эффекта в результате деятельности антикоррупционной службы и других правоохранительных органов.


В конкурсе приняли участие журналисты как штатные, так и внештатные сотрудники.  Творческое состязание прошло в таких жанрах и форматах, как очерк, интервью, статьи, телевизионные и радиопередачи, социальные расследования, заметки и другое.


Работы, не соответствующие тематике, требованиям конкурса и поступившие после окончания сроков предоставления, к рассмотрению не были допущены. При оценке конкурсных работ учитывались объективность, профессиональный уровень подачи материала, новизна, эксклюзивность, стиль, язык изложения, самостоятельность (либо самобытность) авторской концепции, точность и достоверность информации, в том числе соответствие этическим принципам журналистики.


По итогам конкурса определены следующие победители:


- в номинации «Печатные СМИ»:


1) Сабылханов Саятхан – корреспондент Жамбылской областной газеты «Арай»;


2) Петрова Марина – главный редактор районной общественно-политической газеты «Новости Приишимья» (СКО);


3) Балыкова Жанна Измагамбетовна – корреспондент областной газеты «Приуралье» (ЗКО);


- в номинации «ТВ и радио»:


1) Тойбек Асылбек – корреспондент Карагандинского телевидения, передача «UAQYT.KZ хабары»;


2) Бекеева Молдир – корреспондент «Отрар ТВ» (Туркестанская область);


3) Сыбанжанова Раушан – член союза журналистов Республики Казахстан, автор радиопрограммы «Таразы» на «Радио-Халык» (Павлодарская область);


- в номинации «Интернет – СМИ»:        


1)      Асель Сатаева – корреспондент столичного бюро «Tengrinews.kz»;


2)      Оксана Скибан – корреспондент «Zakon.kz»;


3)      Алена Бутенко – корреспондент «Nur.kz».


Пункт 54 Плана.


25 октября 2018 года в 14 кинотеатрах страны вышел в прокат художественный фильм на антикоррупционную тематику «Тренинг личностного роста» режиссера Фархада Шарипова, подготовленный по заказу Министерства культуры и спорта.


Пункт 55 Плана.


В целях формирования честности и академической целостности студентов и преподавателей во время зимних сессий 2018-2019 учебных годов проведена акция «Чистая сессия» во всех высших учебных заведениях страны.


В рамках акции «Чистая сессия» в ВУЗах созданы штабы по организации и проведению «Чистой сессии», подготовлены и розданы флайеры студентам, на информационных стендах размещены плакаты по антикоррупционной тематике, организованы справочные сети, организована общественная приемная.


Соотношение видов экзаменов составило: тест – 60,3%, письменный – 27,3%, устный – 40,7%, творческие экзамены – 18,6%.


Количество проведенных экзаменов по видеосвязи составило 60% от общего количества экзаменов, доля зашифрованных работ составила 52,6% от общего количества работ.


В ходе проведения акции выявлено 138 нарушений, результаты экзаменов всех студентов, совершивших нарушения аннулированы.


Министерством образования и науки совместно с проектным офисом «Sanaly Urpaq» будет продолжена работа по внедрению эффективных антиплагиатных систем, полного шифрования экзаменационных работ, проведению всех экзаменов с видеофиксацией.


В рамках акции «Чистая сессия» с участием территориальных департаментов Агентства в 7,2 тысяч учебных заведениях для 86,5 тысяч студентов проведены единые «Антикоррупционные часы».


Пункт 56 Плана.


Агентством обеспечено создание и трансляция социальных аудио-, видеороликов по разъяснению основных направлений антикоррупционной политики государства в 2018 году.


Согласно договорам о государственных закупках № 24-18-НЗ и №25-18-НЗ от 24 июля 2018 года с ТОО «NG Trading» организовано более 1500 30-секундных и 500 2-х минутных трансляций видеороликов по антикоррупционной тематике на телеканалах «СТВ», «Он ТВ», «Gakku», «Muzzone», «Almaty TV».


В соответствии с договором о государственных закупках №26-18-НЗ от 24 июля 2018 года с ИП «Утебаева З.Б.»  организована трансляция более 500 30-секундных антикоррупционных аудиороликов на радио: «Казахское радио», «Авторадио», «Радио Дача», «Шалқар», «Love Radio».


Пункт 57 Плана.


Агентством по итогам государственных закупок заключен договор
№ 6-18-ОК от 15 августа 2018 года с ИП «YOU & ME» по проведению социологического исследования.


В рамках договора были проделаны следующие виды работ:



  1. Разработка, согласование и утверждение с Заказчиком программы исследования, инструментария, методов исследования.

  2. Проведение опроса в объеме 10 000 респондентов, проживающих в Республике Казахстан, из них:


- 5000 физических лиц (без учета индивидуальных предпринимателей) (анкетный опрос);


- 2400 юридических лиц (анкетный опрос);


- 2400 индивидуальных предпринимателей (анкетный опрос);


- 200 экспертов (фокус-группы, глубинные интервью).


Цель исследования – выявление уровня восприятия коррупции в республике, определение устойчивости антикоррупционных ценностей в общественной среде, выявление степени удовлетворенности антикоррупционной политикой государства и информационной доступности государственных структур.


Результаты исследования в сравнении с данными предыдущих лет (2016- 2017 гг.) показали в целом положительную динамику. В частности, на 8,8% возросло количество людей, выражающих негативное отношение к коррупции (с 60,7% в 2016 г. и 81,4% в 2017 г. 90,2% в 2018 г.), а целостное восприятие уровня коррупции среди населения составило 69%. Граждане оценили текущий уровень коррупции в республике как средний.


Отмечается существенный факт постепенного закрепления в общественном сознании феномена неприятия коррупции сознательной частью граждан, которое нашло свое выражение в готовности внести личный вклад в снижении уровня коррупционных правонарушений 57,0%, такие результаты свидетельствует о положительной тенденции в сравнение с предыдущими годами 2017 г. 55,5%, а в 2016 г.  53,1%.


Примечательно, что мнения среди субъектов бизнес-среды в 2018 году несущественно разделились, к примеру, если индивидуальные предприниматели коррупцию как барьер для ведения бизнеса разместили на пятом месте (5,7%), то юридические лица представили ее на четвертую позицию в своей градации оценок (24,9%).


Немаловажным является и факт снижения доли граждан, сталкивающихся с коррупционными деяниями в государственных структурах страны. За последний год эта доля в целом снизилась, составив 13,3% (против 19,9% в 2017 г.), в большей же степени с коррупцией сталкивались юридические лица 16,1%, в сравнении с другими группами – объектами исследования.


В разрезе регионов в 2018 году чаще всего население сталкивалось с коррупционными правонарушениями в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Костанайской областях и городе Шымкент, а основными сферами, в которых оно с ними сталкивалось являлись органы здравоохранения, образования, транспорта, аппаратов акиматов и сфера жилищно-коммунального хозяйства.


Таким образом, по результатам исследования наблюдается снижение уровня восприятия коррупции, постепенное закрепление антикоррупционных установок и норм в общественном сознании, высокую степень информированности респондентов об антикоррупционном законодательстве и существующих программах и удовлетворенность проводимой антикоррупционной политикой как непосредственно в государственных органах, так и в обществе в целом.


Пункт 58 Плана.


Агентством совместно с Офисом программ Организации по безопасности и сотрудничеству в Европы в городе Астана 27-28 августа,
11-14 сентября и 26-29 ноября 2018 года организованы 3 международных семинар-тренинга по различным темам антикоррупционной направленности («Государственные закупки: аудит, повышение эффективности, противодействие коррупции и халатности», «Наилучшие практики и методологии противодействия коррупции. Формы и методы эффективной борьбы с коррупцией в государствах-членах ОБСЕ и административная практика», «Укрепление профессиональной компетентности в процессе управления коррупционными рисками»).


В ходе семинаров-тренингов участники ознакомились с передовым международным опытом противодействия коррупции.


Лекторами выступили международные эксперты по вопросам антикоррупционной деятельности Раймундас Калесникас (Литва), Томас Крюссманн (Великобритания), Максим Баранов (Россия).


В тренинге приняли участие сотрудники министерств, акиматов областей, городов Астаны, Алматы, Шымкент и территориальных департаментов Агентства (всего 170 чел.).


28 сентября 2018 года в столице Австрии организован сайд-ивент Агентства на тему «Государственное управление в интересах устойчивого развития: повышение прозрачности и подотчетности в Казахстане» в рамках Седьмой сессии Ассамблеи Сторон Международной антикоррупционной Академии.


На мероприятии в качестве модератора выступил Александр Шмидт – руководитель Региональной секции по Европе, Западной и Центральной Азии УНП ООН, а также спикеры Андрей Мунтян – руководитель Отдела экономического управления ОБСЕ, Гийом Парент – координатор проектов МАКА, Константин Паликарски - сотрудник Департамента УНП ООН                   по коррупционным и экономическим преступлениям, Елизавета                      Дубровская – руководитель отдела по работе с Россией и странами СНГ адвокатского бюро «Lansky, Ganzger + partner» и другие представители зарубежных стран, международных организаций и австрийского бизнеса.


В ходе сайд-ивента презентован опыт Казахстана в сфере противодействия коррупции, развития государственной службы, совершенствования качества оказания государственных услуг, повышения прозрачности и подотчетности государственного аппарата.


8 ноября 2018 года состоялось заседание Сети общественной добропорядочности Антикоррупционной инициативы для стран Азиатско-Тихоокеанского региона.


Данное мероприятие организовано совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Азиатским банком развития (АБР) для обмена практическим опытом в сфере борьбы с коррупцией.


В заседании также участвовали министр финансов А.Смаилов, советник Офиса по противодействию коррупции и добропорядочности АБР Л.Вонг, представители антикоррупционных служб и госорганов в сфере госзакупок из более чем 20 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также международные эксперты ОЭСР, АБР и Программы развития Организации Объединенных Наций.


7 декабря 2018 года в преддверии Международного дня борьбы с коррупцией организована международная конференция «Противодействие коррупции в условиях глобализации».


Мероприятие прошло с участием Государственного секретаря Гульшары Абдыкаликовой, заместителя Постоянного Представителя Программы развития ООН Виталия Времиша, главы Офиса программы ОБСЕ в Астане Дьердь Сабо, а также более 100 представителей государственных органов и организаций, неправительственного сектора, дипломатического корпуса, международных организаций, академического сообщества, эксперты ОЭСР, ОБСЕ, представители Исполкома СНГ, МАКА, Росфинмониторинга, ВС Грузии, Бюро по делам госслужбы Грузии, рейтинговых организаций - IHS, PRS.


Ведущие эксперты США, Великобритании, Австрии, Малайзии, Грузии и других стран участниц конференции в рамках специальных сессий говорили о развитии сотрудничества, тенденциях и вызовах в вопросах борьбы с коррупцией, а также о состоянии коррупции на международном и национальном уровнях.


По завершению конференции принято совместное заявление участников международной антикоррупционной конференции по вопросам совместной работы государственных органов, институтов гражданского общества и международных организаций по противодействию коррупции.


Пункт 59 Плана.


В целом Генеральной прокуратурой предложены продолжить работу по вопросу расширения сотрудничества с другими странами по обеспечению возврата активов и лиц, совершивших коррупционные преступления и поручить Министерству иностранных дел активизировать работу по проработке с иностранными государствами вопроса о заключении договоров о выдаче лиц и взаимной правовой помощи по уголовным делам.


Генеральной прокуратурой направлены предложения в Администрацию Президента Республики Казахстан (исх. №2-013620-18-44717 от 02.07.2018г.).


Пункт 60 Плана.


Протоколом заседания Совета по взаимодействию с ОЭСР от 8 августа 2018 года № 12-3/07-674 утверждено Закрепление за государственными органами и организациями Республики Казахстан рекомендаций четвертого раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии ОЭСР на 2017 – 2020 годы.


Приказом Председателя Агентства создана рабочая группа по взаимодействию с ОЭСР по направлению «Добропорядочность и противодействие коррупции», в состав которой включены представители заинтересованных государственных органов.


Рабочей группой ведется подготовка промежуточного отчета Казахстана к 20-й мониторинговой встрече Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией, которая состоится 20-22 марта 2019 года в городе Париж.


Пункт 61 Плана.


Министерством информации и коммуникаций совместно с заинтересованными государственными органами проработан вопрос целесообразности присоединения Республики Казахстан к международной инициативе «Партнерство открытое правительство».


По результатам изучений позиций государственных органов Министерством информации и коммуникаций внесена соответствующая информация с предложением о вынесении вопроса целесообразности  присоединения на рассмотрение Комиссии по вопросам сотрудничества Республики Казахстан с международными организациями, действующей при Министерстве иностранных дел.


Резолюцией Руководителя Администрации Президента от 19 января 2019 года № 18-3739-4 поддержана вышеназванная инициатива.


Пункт 62 Плана.


В целях эффективного взаимодействия с международными организациями, осуществляющими оценку и присвоение рейтингов уровня коррупции в Республике Казахстан Агентством применяются следующие механизмы:


онлайн-конференции (Skype);


e-mail рассылка;


встречи на площадке Агентства и Академии;


анализ и мониторинг результатов исследований и отчетов.


В 2018 году проведено 13 онлайн-конференций с экспертами рейтинговых агентств:


- 4 – с главным аналитиком по прогнозированию стран Европы и СНГ компании IHS Markit Алексом Меликишвили;


- 3 – с руководителем компании PRS Group Кристофером Макки;


- 2 – с аналитиком компании Varities of Democracy Project Кайлом Маркуардтом;


- 2 – с аналитиком по Восточной Европе и СНГ Максимилианом Ламбертсоном;


- 2 – с научным специалистом IMD Марко Пистисом.


В ходе переговоров с аналитиками и страновыми экспертами обсуждались текущие и перспективные результаты Казахстана в исследованиях рейтинговых агентств, даны детальные разъяснения на интересующие экспертов вопросы при подготовке страновых отчетов по Казахстану.


На ежемесячной и ежеквартальной основе экспертам направляется информация (дайджест, аналитические справки) на английском языке о принимаемых превентивных мерах по противодействию коррупции, об арестах и судебных процессах, результатах анализа коррупционных рисков, статистические данные и т.п.


Для укрепления профессиональных контактов с рейтинговыми агентствами проводились встречи с экспертами в формате «Face-to-Face».  В 2018 году проведено 9 встреч:


- 7 февраля 2018 года – встреча с представителем IHS Markit Олегом Головенко;


- 17 мая 2018 года – экспертная встреча с участием ведущих казахстанских и международных экспертов;


- 18 мая 2018 года – участие аналитика компании IHS Markit Алекс Меликишвили и аналитика компании The Economist Intelligence Unit Максимилиан Ламбертсон в работе ХI АЭФ;


- 19 июня 2018 года – встреча со страновым экспертом Freedom House Маликой Тукмадиевой;


- 23 июля 2018 года – ВКС совещание с участием старшего партнера Центра стратегических инициатив Олжаса Худайбергенова и заместителя Председателя правления АО «Институт экономических исследований» Шахарбану Жакуповой;


- 7 декабря 2018 года – участие аналитика компании IHS Markit Алекс Меликишвили и странового координатора компании V-DEM Нурсеит Ниязбеков в работе Международной конференции «Противодействие коррупции в глобальном контексте».


В рамках данных встреч презентуются достижения страны в области государственного управления, оказания государственных услуг и противодействия коррупции. В свою очередь, международные эксперты выражают ценные рекомендации по дальнейшему совершенствованию антикоррупционной политики Казахстана.


На постоянной основе осуществляется мониторинг международных исследований и аналитических отчетов.


Кроме того, Агентство привлекает к исследованиям независимых международных экспертов. К примеру, по заказу Академии государственного управления при Президенте подготовлен Финальный отчет международного эксперта по противодействию коррупции Вирджинии Коллудон. По итогам анализа деятельности Агентства, ею дан ряд практических рекомендаций.


Пункт 63 Плана.


В 2018 году обеспечена публикация специальных материалов о принимаемых Казахстаном мерах по противодействию коррупции в 15 зарубежных СМИ.


Информация опубликована в популярных изданиях, например, в таких как: «Ottawa life», «The London Post», «The Diplomat» и другие.


Кроме того, статьи по тематике превенции и профилактики коррупции на постоянной основе публикуются в зарубежных информационных агентствах («azernews.az» (Азербайджан), «mofa.gov.ae» (ОАЭ) «wam.ae» (ОАЭ), «irz.de» (Германия).


Пункт 64 Плана.


Государственными центральными и местными исполнительными органами разработаны и утверждены ведомственные и региональные планы на 2018 – 2020 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы


Пункт 65 Плана.


Агентством проведен мониторинг выполнения Плана мероприятий на 2018-2020 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан за 2018 год (далее – План).


Мониторинг показал, что все 41 пункт Плана ответственными государственными органами выполнены.


Пункт 66 Плана.


31 января 2019 года состоялось заседание Специальной мониторинговой группы, на котором подведены итоги выполнения Плана мероприятий по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан за 2018 год.


На заседании приняли участие Председатель Агентства Алик Шпекбаев, его заместитель Олжас Бектенов, а также члены мониторинговой группы – лидеры общественного мнения – Айгуль Соловьева, Рахим Ошакбаев, Мусагали Дуамбеков, Рафаэль Гасанов, Диана Окремова и др.


В целом членами Специальной мониторинговой группы принято исполнение всех 41 пункта мероприятия Плана и даны рекомендации в отдельные государственные органы по их дальнейшей реализации


Бөлісу:

(*) Толтыру міндетті өрістер. HTML кодына рұқсат етілмеген.

Whoops, looks like something went wrong.

1/1 ErrorException in Filesystem.php line 81: file_put_contents(): Only 0 of 270 bytes written, possibly out of free disk space

  1. in Filesystem.php line 81
  2. at HandleExceptions->handleError('2', 'file_put_contents(): Only 0 of 270 bytes written, possibly out of free disk space', '/var/www/vhosts/oko-13.kz/httpdocs/vendor/laravel/framework/src/Illuminate/Filesystem/Filesystem.php', '81', array('path' => '/var/www/vhosts/oko-13.kz/httpdocs/storage/framework/sessions/e811a213bd0bedb1f57ef5cc8b209f3cbb0fd42c', 'contents' => 'a:4:{s:6:"_token";s:40:"udixig5X8woeuCnxzXOEQ8pFxTCiDffnbt8qoqJW";s:9:"_previous";a:1:{s:3:"url";s:33:"http://oko-13.kz/front/posts/2872";}s:9:"_sf2_meta";a:3:{s:1:"u";i:1573702066;s:1:"c";i:1573702066;s:1:"l";s:1:"0";}s:5:"flash";a:2:{s:3:"old";a:0:{}s:3:"new";a:0:{}}}', 'lock' => true))
  3. at file_put_contents('/var/www/vhosts/oko-13.kz/httpdocs/storage/framework/sessions/e811a213bd0bedb1f57ef5cc8b209f3cbb0fd42c', 'a:4:{s:6:"_token";s:40:"udixig5X8woeuCnxzXOEQ8pFxTCiDffnbt8qoqJW";s:9:"_previous";a:1:{s:3:"url";s:33:"http://oko-13.kz/front/posts/2872";}s:9:"_sf2_meta";a:3:{s:1:"u";i:1573702066;s:1:"c";i:1573702066;s:1:"l";s:1:"0";}s:5:"flash";a:2:{s:3:"old";a:0:{}s:3:"new";a:0:{}}}', '2') in Filesystem.php line 81
  4. at Filesystem->put('/var/www/vhosts/oko-13.kz/httpdocs/storage/framework/sessions/e811a213bd0bedb1f57ef5cc8b209f3cbb0fd42c', 'a:4:{s:6:"_token";s:40:"udixig5X8woeuCnxzXOEQ8pFxTCiDffnbt8qoqJW";s:9:"_previous";a:1:{s:3:"url";s:33:"http://oko-13.kz/front/posts/2872";}s:9:"_sf2_meta";a:3:{s:1:"u";i:1573702066;s:1:"c";i:1573702066;s:1:"l";s:1:"0";}s:5:"flash";a:2:{s:3:"old";a:0:{}s:3:"new";a:0:{}}}', true) in FileSessionHandler.php line 71
  5. at FileSessionHandler->write('e811a213bd0bedb1f57ef5cc8b209f3cbb0fd42c', 'a:4:{s:6:"_token";s:40:"udixig5X8woeuCnxzXOEQ8pFxTCiDffnbt8qoqJW";s:9:"_previous";a:1:{s:3:"url";s:33:"http://oko-13.kz/front/posts/2872";}s:9:"_sf2_meta";a:3:{s:1:"u";i:1573702066;s:1:"c";i:1573702066;s:1:"l";s:1:"0";}s:5:"flash";a:2:{s:3:"old";a:0:{}s:3:"new";a:0:{}}}') in Store.php line 262
  6. at Store->save() in StartSession.php line 88
  7. at StartSession->terminate(object(Request), object(Response)) in Kernel.php line 155
  8. at Kernel->terminate(object(Request), object(Response)) in index.php line 66